Завидую вам, друзья. Вот хоть прямо бери билеты и мчись в Питер!! Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения
С 8 декабря 2021 года в Николаевском зале представлена масштабная выставка «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения».
Ее торжественное открытие состоялось 7 декабря, в День Эрмитажа. Юбилейная выставка Альбрехта Дюрера (1471–1528), в состав которой вошло более 400 экспонатов, организована Государственным Эрмитажем при участии Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Российской национальной библиотеки, Государственной Третьяковской галереи, Ярославского художественного музея.
Основой выставки стали резцовые гравюры и ксилографии, демонстрирующие непревзойденное мастерство художника в этой области. Это все значительные гравюры мастера, серии «Апокалипсис», «Страсти Христовы», «Жизнь Марии», а также памятники монументальной гравюры, выполненные для императора Максимилиана, – «Триумфальная Арка» и «Триумфальное шествие».
Здесь можно увидеть собственноручные рисунки Дюрера, в том числе эскизы церковных витражей, штудии к живописному алтарю, наброски к гравюре и портреты. В 1971 году в Николаевском зале была представлена экспозиция, приуроченная к 500-летнему юбилею со дня рождения художника, где было показано прекрасное собрание гравюр Дюрера из коллекции музея. Спустя 50 лет Эрмитаж снова возвращается к этой теме.
«Эразм Роттердамский, якобы, говорил , что Дюрер «оскорбил бы свои произведения, если бы решил внести в них краски». Дюрер – великий живописец, но гравёр и рисовальщик он – непревзойденный. Про это – выставка, украшенная серией мультимедийных творений, увенчанных замечательной музыкой», — отметил Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Альбрехт Дюрер – один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения, прославившийся, в первую очередь, своими графическими произведениями. Его художественное наследие включает почти 100 картин, около 1000 акварелей и рисунков, более 100 гравюр на металле, примерно 350 ксилографий и около 400 книжных иллюстраций. Уже современники воспринимали его, прежде всего, как графика.
Дюрер сумел поднять гравюру на новый уровень, придав ей ту степень художественной свободы, которой не знало это искусство до него. Дюрер стал первым мастером, преодолевшим традиционное разделение ксилографии и резцовой гравюры и освоившим все графические техники своего времени.
Расцвет деятельности Дюрера как автора ксилографий приходится на 1509–1511 годы, когда он выпускает три, как он сам их называет, «Большие книги»: переиздает «Апокалипсис», снабдив его титулом, издает «Большие Страсти» и «Жизнь Девы Марии», добавив в них несколько новых гравюр, а также создает «Малые страсти» – самую большую серию, состоящую из 37 листов.
Впервые у Дюрера ксилография начинает мыслиться как некий целостный организм с продуманной системой планов и тонкой градацией тональных соотношений, где любой фрагмент гравюры, главный или второстепенный, подчинен общему замыслу. Разделение на два типа линий – контур для определения границ предметов и штриховка для передачи светотени и достаточно условной трактовки поверхности – исчезает у Дюрера.
Контур объединяется со штриховкой в единую стихию. Дюрер привносит новое понимание характера линии. Линии перестают быть жесткими, негнущимися и «одеревенелыми», вырастают в длину, учатся закручиваться и изменяться на своем протяжении, становятся невообразимой для ксилографии длины и прочерчивают лист почти насквозь.
Штриховка становится более разнообразной и следует форме гораздо изобретательней. Более того, она старается передать не только форму предмета, но и характер его поверхности: текстуру дерева или структуру тесаного камня. До Дюрера ксилография не могла и помыслить о возможности передачи фактуры.
После 1511 года Дюрер почти не занимался ксилографией, не считая заказных работ, но резцовые гравюры продолжал выпускать до конца своей жизни – практически каждый год появлялись новые листы. Освоив технику предшественников, Дюрер начинает извлекать новые возможности из этого искусства, открывая все большее разнообразие гравировальных приемов, которые он использует при решении новых как для себя, так и для всего немецкого искусства задач.
Человек, животные, их окружение: лесная чаща с зеленеющими и сухими деревьями, морская даль, архитектурные сооружения – все становится объектом для демонстрации его умения. Дюрер также вторгается в область, доселе не освоенную в немецкой гравюре – передачу обнаженного человеческого тела. В «Адаме и Еве» он добивается удивительного эффекта мягкого мерцания поверхности человеческой кожи.
Светлые тела прародителей, выделяющиеся на темном фоне, демонстрируют еще одно важнейшее завоевание Дюрера в области гравюры – понимание листа как целого, отдельные части которого подчинены общей тональной гармонии. Подобное представление о гравюре как об особом пространстве, наделенном практически живописными качествами, было абсолютно новым в этом виде искусства.
Показанные на выставке «мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним», «Меланхолия» – блестящий пример его нового подхода и недосягаемого гравировального мастерства. Именно начиная с Дюрера появляется понимание ценности гравюры как черно-белого искусства.
Масштаб таланта, богатство творческих идей и невероятное мастерство Дюрера нашли ярчайшее отражение и в его рисунках. На экспозиции представлен ряд собственноручных рисунков мастера из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Ярославского художественного музея.
Как рисовальщик Дюрер много и плодотворно работал на протяжении всей своей творческой деятельности и создал огромное количество произведений. Только до наших дней сохранилось около 1000 листов. И это, безусловно, самое значительное известное нам наследие рисунков художника XVI века.
Рисунки Дюрера отличаются широким диапазоном тем. Среди его листов представлены традиционные и новые сюжеты, религиозные, античные и светские мотивы, которые, в зависимости от предназначенной функции, можно разделить на две основные группы. К первой относят различные виды подготовительных рисунков для других произведений: относительно небольшое дошедшее до нас количество рисунков для гравюр и предметов прикладного искусства, а также несколько большее количество эскизов и этюдов к живописным произведениям.
Вторая группа – это самостоятельные рисунки, не служившие основой или подготовкой для перевода в другой материал. В этих законченных произведениях новаторство Дюрера проявилось особенно ярко. Цель их создания до сих пор вызывает дискуссии, так как он никогда не создавал рисунки на продажу. Многие из таких самостоятельных рисунков Дюрера были посвящены детальному изучению натуры в самых разных ее проявлениях.
Дюрер активно экспериментировал в самых разных техниках рисунка. В его арсенале рисовальщика были серебряный карандаш, уголь, черный мел, перо, акварель и гуашь. Он создавал свободные наброски, проработанные штудии для картин, эскизы для витражей и пластики, портреты, пейзажи, а также построения пропорций и перспективы. Каждая техника применялась художником в соответствии с решаемыми задачами и обстоятельствами.
Значительное количество произведений Дюрер выполнил мелом и углем. Эти техники он применял, например, при создании портретов, когда время на работу с моделью было ограничено. Уголь стал особенно любим им и для создания произведений большого формата в середине 1510-х годов.
Однако, самым любимым инструментом Дюрера-рисовальщика было перо: оно позволяло художнику играть с линией наиболее виртуозно и свободно. Большая часть композиций, созданных пером черным, серым или коричневым тоном, довольно хорошо проработана, но встречаются и совсем беглые наброски.
Независимо от темы и цели создания рисунка и даже от выбранной художником техники, в основе любого рисунка Дюрера лежит линия. Даже в рисунках кистью на тонированной бумаге, с сильным внешним живописным эффектом, приоритетная роль линии очевидна. Линия обладает у Дюрера собственной ценностью, которая проявляется в ее графической четкости, большой выразительности, ритме, красоте и изяществе.
Интересным штрихом к портрету Дюрера и отражением его особого отношения к рисункам является тот факт, что он был одним из первых коллекционеров рисунков. Он бережно хранил не только свои листы, но и собирал работы других художников. В его собрании рисунков было много не дошедших до нас листов с портретами членов семьи и ближайшего окружения.
По сохранившемся рисункам такого рода мы видим, что художник делал их для себя, но явно сознательно подписывал для будущих поколений, создавая таким образом живой каталог собственной коллекции.
Изобразительный материал выставки организован по тематическим разделам, позволяющим показать особенности творческого метода художника, представить его новый подход к разработке традиционных тем и решение задач, которые не ставили перед собой немецкие художники до Дюрера.
Помимо графических работ на выставке показаны различные предметы декоративно-прикладного искусства – витражи, деревянные скульптурные рельефы, кубки, камеи, медали, выполненные по рисункам и гравюрам знаменитого художника.
Творчество Дюрера оказалось необычайно притягательным как для его современников, так и потомков. Точные копии и подделки, заимствования и переосмысления дюреровских произведений, созданные в разные века, составляют большой корпус работ, который впервые выставляется в таком контексте.
К выставке «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения» Издательством Государственного Эрмитажа готовится научный иллюстрированный каталог, авторы статей и кураторы выставки – Светлана Мурашкина и Наталья Сэпман, научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Специально для выставки создан масштабный видеопроект «Хроники Дюрера». На протяжении целого года сотрудники Государственного Эрмитажа фиксировали процесс работы над будущей экспозицией. Зрители проекта смогут виртуально посетить музейные фонды и научные лаборатории, узнать, как происходит отбор экспонатов на выставку, их реставрация и подготовка к монтажу.
В съёмках приняли участие кураторы выставки Наталья Сэпман и Светлана Мурашкина, а также другие сотрудники Государственного Эрмитажа. Проект создан при поддержке платформы VK Video – видеопрограммы будут доступны на официальной странице музея в социальной сети ВКонтакте, а также на сайте спецпроекта. Старт проекта запланирован на 10 декабря 2021 года.
#альбрехт_дюрер #дюрер #гравюра #выставка #государственный_эрмитаж